Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Утвердить прилагаемые Правила организации мероприятий
по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за
исключением внутренних морских вод Российской Федерации
и территориального моря Российской Федерации.
2.В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
установить, что работы по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за
исключением внутренних морских вод Российской Федерации
и территориального моря Российской Федерации, относятся
к видам аварийно-спасательных работ.
3.Установить, что Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования и
Федеральное агентство морского и речного транспорта
являются уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти, которым организация,
осуществляющая деятельность в области геологического
изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а
также переработки (производства), транспортировки,
хранения, реализации углеводородного сырья и
произведенной из него продукции на территории Российской
Федерации, за исключением внутренних морских вод
Российской Федерации и территориального моря Российской
Федерации, направляет уведомление о наличии финансового
обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных
планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме
вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и
имуществу граждан, имуществу юридических лиц в
результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также о
составе такого финансового обеспечения, предусмотренного
пунктом 11 статьи 46 Федерального закона "Об охране
окружающей среды".
4.Признать утратившими силу с 1 января 2021 г.:
постановление Правительства Российской Федерации от 21
августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2000, N 35, ст. 3582);
постановление Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий
по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N
16, ст. 1569);
постановление Правительства Российской Федерации от 14
ноября 2014 г. N 1188 "О внесении изменений в
постановления Правительства Российской Федерации от 21
августа 2000 г. N 613 и от 15 апреля 2002 г. N 240"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N
47, ст. 6548).
5.Реализация настоящего постановления федеральными
органами исполнительной власти осуществляется в пределах
установленной Президентом Российской Федерации или
Правительством Российской Федерации предельной
численности работников их центральных аппаратов и
территориальных органов, а также бюджетных ассигнований,
предусмотренных федеральным органам исполнительной
власти в федеральном бюджете на руководство и управление
в сфере установленных функций.
6.Настоящее постановление вступает в силу с 1 января
2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2451
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ
ВОД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.Настоящие Правила в соответствии со статьей 46
Федерального закона "Об охране окружающей среды"
устанавливают:
а)требования к содержанию планов предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации, за исключением внутренних морских
вод Российской Федерации и территориального моря
Российской Федерации (далее - план предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
б)критерии определения объектов, которые предназначены
для осуществления деятельности в области геологического
изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а
также для переработки (производства), транспортировки,
хранения, реализации углеводородного сырья и
произведенной из него продукции (далее - объекты) и
эксплуатация которых допускается при наличии плана
(далее - критерии определения объектов);
в)порядок проведения комплексных учений по подтверждению
готовности организации, осуществляющей деятельность в
области геологического изучения, разведки и добычи
углеводородного сырья, а также переработку
(производство), транспортировку, хранение, реализацию
углеводородного сырья и произведенной из него продукции
(далее - эксплуатирующая организация), к действиям по
локализации и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
г)порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей
организации к действиям по локализации и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов (далее - заключение);
д)порядок уведомления федеральных органов исполнительной
власти об утверждении эксплуатирующей организацией плана
предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
е)порядок оповещения федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления,
на территории которых произошел разлив нефти
нефтепродуктов, о факте разлива нефти и нефтепродуктов
на территории Российской Федерации, за исключением
внутренних морских вод Российской Федерации и
территориального моря Российской Федерации;
ж)порядок привлечения дополнительных сил и средств
единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления
мероприятий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за
исключением внутренних морских вод Российской Федерации
и территориального моря Российской Федерации (далее -
мероприятия по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов).
2.Для целей настоящих Правил используются следующие
основные понятия:
"ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов" - комплекс
работ, проводимых при возникновении разлива нефти и
нефтепродуктов и направленных на локализацию разлива
нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и
нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных
факторов, исключение возможности вторичного загрязнения
окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение
здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
среде и материальных потерь;
"локализация разлива нефти и нефтепродуктов" - комплекс
мероприятий, направленных на прекращение распространения
разлитой или выливающейся нефти (разлитых или
выливающихся нефтепродуктов) на поверхности грунта или
водного объекта, проводимых путем установки заграждений,
проведения земляных работ или использования специальных
средств.
3.В целях выполнения настоящих Правил эксплуатирующая
организация обязана:
а)обеспечить выполнение плана предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов,
разработанного в соответствии с требованиями раздела III
настоящих Правил;
б)иметь финансовое обеспечение для осуществления
мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая
возмещение в полном объеме вреда, причиненного
окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан,
имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и
нефтепродуктов и определяемого в соответствии с
законодательством Российской Федерации, до дня начала
эксплуатации объектов, используемых при геологическом
изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а
также при переработке (производстве), транспортировке,
хранении, реализации углеводородного сырья и
произведенной из него продукции.
II. Критерии определения объектов
4.Критериями определения объектов являются:
а)максимальный расчетный объем разливов нефти и
нефтепродуктов для объектов, расположенных
(эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах
(включая их водоохранные зоны), за исключением морей и
их отдельных частей, - 0,5 тонны и более;
б)максимальный расчетный объем разливов нефти и
нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной
части территории Российской Федерации, - 3 тонны и
более.
III. Требования к содержанию плана предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
5.План предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должен содержать:
а)общие сведения об эксплуатирующей организации, об
основных операциях, производимых с нефтью и
нефтепродуктами;
б)сведения о потенциальных источниках разливов нефти и
нефтепродуктов;
в)максимальные расчетные объемы разливов нефти и
нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 настоящих
Правил;
г)прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и
нефтепродуктов (с учетом проектных решений по
предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с
описанием возможного характера негативных последствий
разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды,
населения и нормального функционирования систем его
жизнеобеспечения (с учетом климатических,
географических, гидрометеорологических особенностей
места расположения объекта);
д)перечень первоочередных действий производственного
персонала при возникновении разливов нефти и
нефтепродуктов;
е)расчетное время (сроки) локализации и ликвидации
максимального расчетного объема разлива нефти и
нефтепродуктов;
ж)расчет достаточности сил и средств для ликвидации
максимального расчетного объема разлива нефти и
нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей
технологий, а также времени локализации разлива нефти и
нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и
нефтепродуктов или с момента поступления информации при
разливе на поверхностных водных объектах (включая их
водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на
сухопутной части территории Российской Федерации - в
течение 6 часов;
з)состав и порядок действий сил и средств собственных
аварийно-спасательных служб и (или)
аварийно-спасательных формирований, предназначенных для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и
аттестованных в установленном порядке, или привлеченных
на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или)
аварийно-спасательных формирований, предназначенных для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и
аттестованных в установленном порядке, либо собственных
аварийно-спасательных служб и (или)
аварийно-спасательных формирований, предназначенных для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и
аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на
договорной основе аварийно-спасательных служб и (или)
аварийно-спасательных формирований, предназначенных для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и
аттестованных в установленном порядке;
и)порядок привлечения дополнительных сил и средств для
осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в
объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива
нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его
устранение на основе плана предупреждения и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов;
к)схему оповещения, схему организации управления и связи
при разливах нефти и нефтепродуктов;
л)мероприятия по организации временного хранения,
транспортировки и утилизации собранной нефти и
нефтепродуктов;
м)информацию об объеме работ по каждому из мероприятий,
предусмотренных планом предупреждения и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо
провести для предупреждения и ликвидации разлива нефти и
нефтепродуктов. Такая информация указывается в случае
если мероприятия предусматривают собственные расходы
эксплуатирующей организации на закупку необходимых
материалов и оборудования или расходы на оплату работ
(услуг) привлекаемых специализированных и экспертных
организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и
нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг)
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований);
н)информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по
каждому из мероприятий, предусмотренных планом
предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для
предупреждения и ликвидации разлива нефти и
нефтепродуктов. Такая информация указывается, если
мероприятия предусматривают собственные расходы
эксплуатирующей организации на закупку необходимых
материалов и оборудования или расходы на оплату работ
(услуг) привлекаемых специализированных и экспертных
организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и
нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг)
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований);
о)календарные планы оперативных мероприятий по
ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти
и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по
локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору
разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально
достижимого уровня, обусловленного техническими
характеристиками используемых специальных технических
средств, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для
последующей их утилизации, исключающему вторичное
загрязнение производственных объектов и объектов
окружающей природной среды.
6.К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов прилагаются:
а)копия документа о создании эксплуатирующей
организацией и (или) привлечении на договорной основе
аварийно-спасательных служб (формирований) для
обеспечения мероприятий плана предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
б)копия документа об аттестации собственных и (или)
привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);
в)копия лицензии подрядных организаций на осуществление
деятельности по транспортировке отходов.
7.Максимальные расчетные объемы разливов нефти и
нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:
а)нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие
нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи
(имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка
максимального объема. Для указанных судов с двойным дном
и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков
максимального объема;
б)нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных
переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;
в)поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины -
объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной
фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;
г)железнодорожный подвижной состав - 50 процентов общего
объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в
железнодорожном подвижном составе;
д)нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением
внутренних морских вод), причалы в речном порту,
выносные причальные устройства, внутриобъектовые
трубопроводы - 100 процентов объема нефти и
нефтепродуктов при максимальной прокачке за время,
необходимое на остановку прокачки в соответствии с
утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек
на поврежденном участке;
е)внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том
числе надводные и подводные, проходящие через водные
объекты) - 25 процентов максимального объема прокачки в
течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками
на порванном участке трубопровода (для трубопроводов,
оборудованных дистанционными системами обнаружения
утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля
режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема
нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за
время срабатывания системы в соответствии с утвержденной
проектной документацией и закрытия задвижек на
поврежденном участке);
ж)магистральные трубопроводы при порыве - 25 процентов
максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за
время, необходимое на остановку прокачки в соответствии
с утвержденной проектной документацией и закрытие
задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и
нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на
поврежденном участке с учетом профиля трассы;
з)магистральные трубопроводы при проколе - 2 процента
максимального объема прокачки за время между
последовательным осмотром (мониторингом), установленное
распорядительной или утвержденной проектной
документацией (для трубопроводов, оборудованных
дистанционными системами обнаружения утечек нефти и
нефтепродуктов, системами контроля режимов работы
трубопроводов, процент максимального объема нефти и
нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких
систем);
и)магистральные трубопроводы при пересечении водных
объектов - 25 процентов максимального объема прокачки
нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на
остановку прокачки в соответствии с утвержденной
проектной документацией и закрытие задвижек на
поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в
трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с
учетом профиля трассы;
к)технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых
и межпромысловых трубопроводов) - 25 процентов
максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов,
определяемой характеристиками насосного оборудования, за
время, необходимое на остановку прокачки в соответствии
с утвержденной проектной документацией и закрытие
задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и
нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на
поврежденном участке;
л)склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных
материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов,
входящие в состав технологических установок или
используемые в качестве технологических аппаратов, - 100
процентов объема одной наибольшей емкости.
IV. Порядок проведения комплексных учений по
подтверждению готовности эксплуатирующей организации к
действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
8.В целях подтверждения готовности эксплуатирующей
организации к действиям по локализации разливов нефти и
нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов после согласования плана предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования в порядке,
установленном пунктом 7 статьи 46 Федерального закона
"Об охране окружающей среды" до утверждения плана и не
реже одного раза в 3 года после утверждения плана
проводятся комплексные учения по подтверждению
готовности эксплуатирующей организации к действиям по
локализации и ликвидации максимального расчетного объема
разлива нефти и нефтепродуктов (далее - комплексные
учения).
9.Комплексные учения проводятся эксплуатирующей
организацией с участием представителей федеральных
органов исполнительной власти, указанных в пункте 24
настоящих Правил, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, на территориях которых расположен объект
эксплуатирующей организации, а также представителей
аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми
заключены договоры на обслуживание объектов.
10.Для проведения комплексных учений эксплуатирующая
организация не менее чем за 20 рабочих дней до
планируемой даты проведения комплексных учений
направляет в территориальный орган Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, в
пределах которого размещен объект (далее -
территориальный орган Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по
соответствующему субъекту Российской Федерации),
уведомление о проведении комплексных учений с указанием:
а)полного и сокращенного наименования эксплуатирующей
организации, фамилии, имени и отчества руководителя
эксплуатирующей организации, контактного телефона,
электронной почты и адреса эксплуатирующей организации;
б)планируемой даты (основной и резервной), времени и
места проведения комплексных учений.
11.К уведомлению о проведении комплексных учений
прилагается план комплексных учений, составленный на
основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов, и копия проекта плана предупреждения и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. План
комплексных учений должен включать информацию:
а)о дате (включая резервную), времени и районе (месте)
проведения комплексных учений;
б)о теме и целях комплексных учений;
в)об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике
загрязнения);
г)об этапах комплексных учений и их продолжительности,
учебных вопросах, отрабатываемых в ходе таких этапов;
д)о составе привлекаемых на комплексные учения сил и
средств для локализации и ликвидации максимального
расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
е)о цели действий и задачах привлекаемых сил и средств,
порядке и сроках их развертывания и свертывания на
комплексных учениях (описание, схемы, планы и карты), а
также о сроках выполнения силами и средствами каждого
мероприятия, предусмотренного планом;
ж)об организации руководства комплексным учением (схемы
оповещения, информационного взаимодействия и связи);
з)о мерах безопасности при подготовке и проведении
комплексных учений.
12.Уведомление о проведении комплексных учений и план
комплексных учений рассматриваются в территориальном
органе Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по соответствующему
субъекту Российской Федерации в течение 10 рабочих дней
со дня их поступления.
13.По результатам рассмотрения уведомления о проведении
комплексных учений и плана комплексных учений
территориальный орган Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по
соответствующему субъекту Российской Федерации
направляет в эксплуатирующую организацию:
а)информацию о подтверждении даты, времени и места
проведения комплексных учений - в случае соответствия
уведомления о проведении комплексных учений и плана
комплексных учений требованиям пунктов 10 и 11 настоящих
Правил;
б)информацию об обнаруженных несоответствиях уведомления
и (или) плана комплексных учений требованиям пунктов 10
и 11 настоящих Правил.
14.Эксплуатирующая организация с учетом устранения
замечаний, полученных от территориального органа
Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации, либо при невозможности проведения
комплексных учений в установленные раннее даты вправе
повторно направить уведомление о проведении комплексных
учений и план комплексных учений в территориальный орган
Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации в соответствии с пунктами 10 и 11
настоящих Правил.
Указанные уведомление и план комплексных учений повторно
рассматриваются в территориальном органе Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня их
поступления.
15.В целях оценки готовности эксплуатирующей организации
к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений
территориальным органом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
соответствующему субъекту Российской Федерации создается
комиссия по подтверждению готовности эксплуатирующей
организации к действиям по локализации и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов (далее - комиссия), в
состав которой входят председатель комиссии и члены
комиссии.
В комиссию включаются представители федеральных органов
исполнительной власти, указанных в пункте 24 настоящих
Правил, а также органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления,
на территориях которых расположен объект эксплуатирующей
организации.
Председателем комиссии назначается представитель
территориального органа Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
соответствующему субъекту Российской Федерации.
16.Во время проведения комплексных учений должны быть
осуществлены следующие мероприятия:
а)оповещение об условном (учебном) разливе нефти и (или)
нефтепродуктов;
б)сбор и организация работы комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности эксплуатирующей организации;
в)организация взаимодействия с органами управления и
силами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г)выдвижение сил и средств к месту условного (учебного)
разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
д)проведение разведки места условного (учебного) разлива
нефти и (или) нефтепродуктов;
е)проведение мероприятий по локализации условного
(учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
ж)проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти с
использованием средств сбора нефти и (или)
нефтепродуктов;
з)организация временного хранения и транспортировки
собранных нефти и (или) нефтепродуктов,
нефтезагрязненных отходов;
и)передача донесений при ликвидации разлива нефти и
(или) нефтепродуктов.
17.Результаты комплексных учений признаются комиссией
удовлетворительными при выполнении привлеченными к
комплексным учениям силами и средствами всех
мероприятий, указанных в пункте 16 настоящих Правил, в
сроки, предусмотренные планом комплексных учений.
Решение о признании комплексных учений
удовлетворительными принимается простым большинством
голосов комиссии. При равенстве голосов решающим
является голос председателя комиссии. Результаты
комплексных учений признаются комиссией
неудовлетворительными при наличии следующих недостатков:
а)невыполнение привлеченными к комплексным учениям
силами и средствами одного из мероприятий,
предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, а также
несоблюдение сроков, предусмотренных планом комплексных
учений (при наличии факторов, влияющих на сроки,
предусмотренные планом комплексных учений, и не
зависящих от участников комплексных учений (затраченное
время на их ликвидацию или ожидание прекращения их
воздействия не учитываются в общее время проведения
комплексных учений);
б)неисправность (отказ, поломка) технических средств,
которые не были устранены (в том числе путем замены на
равноценное оборудование в исправном состоянии) до
окончания соответствующего мероприятия и которые не
позволили проводить работы по локализации и ликвидации
разливов нефти и (или) нефтепродуктов;
в)несоответствие состава сил и средств, фактически
принимавших участие в комплексных учениях, составу
привлекаемых на комплексных учениях сил и средств,
предусмотренных планом комплексных учений.
V. Порядок выдачи заключения
18.По результатам проведения комплексных учений в день
их окончания комиссия готовит заключение.
19.В заключении указываются:
а)полное и сокращенное наименование эксплуатирующей
организации;
б)реквизиты решения территориального органа Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по соответствующему субъекту
Российской Федерации о создании комиссии и об
утверждении состава комиссии;
в)дата, время начала, время окончания и место проведения
комплексных учений;
г)перечень сил и средств, привлеченных к проведению
комплексных учений;
д)расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов в
соответствии с планом предупреждения и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов;
е)перечень этапов комплексных учений с указанием времени
и даты начала и окончания проведения мероприятий по
каждому этапу;
ж)оценка по результатам проведения комплексных учений в
соответствии с пунктами 17 настоящих Правил (при
признании результатов комплексных учений
неудовлетворительными в заключении указываются
предусмотренные пунктом 17 настоящих Правил недостатки);
з)вывод комиссии о готовности (неготовности)
эксплуатирующей организации к действиям по локализации и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на основании
оценки по результатам проведения комплексных учений (в
случае принятия решения комиссией о неготовности
эксплуатирующей организации к действиям по локализации и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются
обоснования такого решения и рекомендации комиссии по
устранению замечаний).
20.Заключение подготавливается в 2 экземплярах,
подписывается председателем комиссии и членами комиссии,
присутствующими при проведении комплексных учений (один
из экземпляров выдается руководителю эксплуатирующей
организации).
В случае неготовности эксплуатирующей организации к
действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов (отрицательное заключение),
эксплуатирующая организация устраняет недостатки,
указанные в заключении, и повторно организует проведение
комплексных учений в соответствии с установленным
настоящими Правилами порядком.
21.В случае несогласия с отрицательным заключением
эксплуатирующая организация вправе в течение 10 рабочих
дней со дня его получения направить в территориальный
орган Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий по соответствующему
субъекту Российской Федерации мотивированные возражения
на заключение.
22.Территориальный орган Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
соответствующему субъекту Российской Федерации
организует рассмотрение комиссией мотивированных
возражений на заключение в течение 10 рабочих дней с
даты их получения.
23.По результатам рассмотрения мотивированных возражений
на заключение комиссия:
в случае несогласия с мотивированными возражениями
принимает решение об оставлении отрицательного
заключения без изменений с приложением обоснования
принятия такого решения;
в случае согласия с мотивированными возражениями
принимает решение по подготовке нового заключения.
VI. Порядок уведомления об утверждении плана
предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов
24.Эксплуатирующая организация направляет уведомление об
утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов в течение 14 календарных дней со
дня его утверждения с приложением копии плана
предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов и заключения на электронном носителе:
а)в территориальный орган Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
соответствующего субъекта Российской Федерации;
б)в территориальный орган Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования, на территории деятельности
которого расположен объект;
в)территориальный орган Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору,
осуществляющий федеральный государственный надзор в
области промышленной безопасности за опасным
производственным объектом, для которого разработан и
утвержден эксплуатирующей организацией план
предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
г)Федеральное агентство морского и речного транспорта
(при наличии объекта, расположенного на внутренних
водных путях).
VII. Порядок оповещения федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления о факте разлива нефти и нефтепродуктов
25.По каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов
эксплуатирующая организация незамедлительно обязана
оповестить:
а)территориальные органы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
соответствующему субъекту Российской Федерации через их
центры управления в кризисных ситуациях;
б)органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления, на
территориях которых произошел разлив нефти и
нефтепродуктов, через их единые дежурно-диспетчерские
службы;
в)территориальный орган Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования, на территории деятельности
которого расположен объект эксплуатирующей организации;
г)территориальный орган Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору,
осуществляющий федеральный государственный надзор в
области промышленной безопасности за опасным
производственным объектом, для которого разработан и
утвержден эксплуатирующей организацией план
предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
д)администрацию бассейна внутренних водных путей (при
разливе нефти и нефтепродуктов на внутренних водных
путях с судов и объектов морского и речного транспорта).
26.Оповещение о разливе нефти и нефтепродуктов
представляется с использованием электронного
документооборота и должно содержать следующие сведения:
а)дату, время (московское и местное) и место
возникновения разлива нефти и нефтепродуктов;
б)вид, характеристика и масштаб разлива нефти и
нефтепродуктов, а также сведения о попадании или угрозе
попадания нефти или нефтепродуктов в акваторию
поверхностных водных объектов - для разлива на суше (для
разлива на акваторию поверхностных водных объектов -
сведения о прогнозируемой скорости распространения и
направления пятна разлива нефти или нефтепродуктов);
в)вид объекта, на котором произошел разлив нефти и
нефтепродуктов, эксплуатирующая организация, являющаяся
собственником объекта;
г)количество пострадавших, в том числе погибших и
получивших травмы в результате разлива нефти и
нефтепродуктов;
д)обстоятельства (причины) возникновения разлива нефти и
нефтепродуктов, достоверно известные на момент
оповещения;
е)принимаемые эксплуатирующей организацией меры с
указанием количества сил и средств, используемых для
локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
ж)должность, фамилия, имя, отчество лица, передавшего
оповещение.
VIII. Порядок привлечения дополнительных сил и средств
единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления
мероприятий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов
27.В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел
в объеме, превышающем максимально расчетный объем
разлива нефти и нефтепродуктов, указанный в плане
предупреждения и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов, и не позволяющем обеспечить его
устранение на основе плана предупреждения и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая
организация для привлечения дополнительных сил и средств
единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления
мероприятий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов должна обратиться в органы местного
самоуправления, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, на территориях которых произошел
разлив нефти и нефтепродуктов. При недостаточности
указанных сил и средств в целях осуществления
мероприятий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов привлекаются силы и средства
соответствующих функциональных подсистем единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
|