(в ред.
Постановлений Правительства РФ от 15.04.2002 N 240, от
14.11.2014 N 1188)
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов
нефти и защиты населения и окружающей природной среды от
их вредного воздействия Правительство Российской
Федерации постановляет:
1.Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке
планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов.
2.Органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления утвердить
соответствующие требования к разработке планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
3.Министерству Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и
промышленным надзором России разработать мероприятия,
направленные на поддержание в состоянии постоянной
готовности к ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов организаций независимо от формы
собственности, осуществляющих разведку месторождений,
добычу нефти, а также переработку, транспортировку,
хранение нефти и нефтепродуктов, и внести предложения по
вопросам, требующим решения Правительства Российской
Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от
15.04.2002 N 240)
4.Настоящее постановление не применяется в случае
разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских
водах и в территориальном море. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 14.11.2014 N 1188)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 августа 2000 г. N 613
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N
240)
1.Настоящие Основные требования определяют принципы
формирования планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее
именуются - планы), которые относятся к чрезвычайным
ситуациям локального, местного, территориального,
регионального и федерального значения, а также
организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых
для их ликвидации.
2.Планы разрабатываются в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами с учетом максимально
возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов,
который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей
грузоподъемности;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные
терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема
цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального
объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между
запорными задвижками на порваном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального
объема прокачки в течение 14 дней;
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов -
100 процентов объема максимальной емкости одного объекта
хранения. (в ред. Постановления Правительства РФ от
15.04.2002 N 240)
3.Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как
чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных
водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих
категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива
нефти и нефтепродуктов (определяется специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и
нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн
нефти и нефтепродуктов в пределах административной
границы муниципального образования либо разлив до 100
тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн
нефти и нефтепродуктов в пределах административной
границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100
до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн
нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн
нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне
зависимости от объема, выходящий за пределы
государственной границы Российской Федерации, а также
разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий
сопредельных государств (трансграничного значения).
В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов
на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих
категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива
нефти и нефтепродуктов (определяется специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов;
регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн
нефти и нефтепродуктов;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и
гидрометеорологических условий категория чрезвычайной
ситуации может быть повышена. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)
4.Планом должны предусматриваться:
а)прогнозирование возможных разливов нефти и
нефтепродуктов;
б)количество сил и средств, достаточное для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и
нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства),
соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам
ликвидации и необходимость привлечения профессиональных
аварийно-спасательных формирований;
в)организация взаимодействия сил и средств;
г)состав и дислокация сил и средств;
д)организация управления, связи и оповещения;
е)порядок обеспечения постоянной готовности сил и
средств с указанием организаций, которые несут
ответственность за их поддержание в установленной
степени готовности;
ж)система взаимного обмена информацией между
организациями - участниками ликвидации разлива нефти и
нефтепродуктов;
з)первоочередные действия при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации;
и)географические, навигационно-гидрографические,
гидрометеорологические и другие особенности района
разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при
организации и проведении операции по его ликвидации;
к)обеспечение безопасности населения и оказание
медицинской помощи;
л)график проведения операций по ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов;
м)организация материально-технического, инженерного и
финансового обеспечения операций по ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов.
5.При расчете необходимого количества сил и средств
должны учитываться:
а)максимально возможный объем разлившихся нефти и
нефтепродуктов;
б)площадь разлива;
в)год ввода в действие и год последнего капитального
ремонта объекта;
г)максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д)физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е)влияние места расположения объекта на скорость
распространения нефти и нефтепродуктов с учетом
возможности их попадания в морские и речные акватории,
во внутренние водоемы;
ж)гидрометеорологические, гидрогеологические и другие
условия в месте расположения объекта;
з)возможности имеющихся на объекте сил и средств, а
также профессиональных аварийно-спасательных
формирований, дислоцированных в регионе (при условии их
письменного согласия на участие в ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов);
и)наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке
нефтяных отходов;
к)транспортная инфраструктура в районе возможного
разлива нефти и нефтепродуктов;
л)время доставки сил и средств к месту чрезвычайной
ситуации;
м)время локализации разлива нефти и нефтепродуктов,
которое не должно превышать 4 часов при разливе в
акватории и 6 часов - при разливе на почве.
6.План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне
разрабатывается Государственной морской аварийной и
спасательно-координационной службой Российской Федерации
по согласованию с Федеральным горным и промышленным
надзором России, Министерством энергетики Российской
Федерации, Министерством обороны Российской Федерации,
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и
утверждается Министерством транспорта Российской
Федерации, Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и Министерством природных
ресурсов Российской Федерации.
План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов на речных акваториях и во
внутренних водоемах на федеральном уровне
разрабатывается и утверждается Министерством энергетики
Российской Федерации, Министерством транспорта
Российской Федерации и Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
согласованию с Федеральным горным и промышленным
надзором России, Министерством обороны Российской
Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской
Федерации и Министерством природных ресурсов Российской
Федерации.
Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов на региональном уровне
разрабатываются организациями, осуществляющими разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по
согласованию с органами исполнительной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации,
территориальными органами Федерального горного и
промышленного надзора России, Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерства природных ресурсов Российской Федерации и
утверждаются Министерством энергетики Российской
Федерации и Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
Требования к разработке и согласованию планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации,
определяемые Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, согласовываются с
федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование деятельности в
соответствующей сфере. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)
7.Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и
нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при
устранении источника утечки, локализации и ликвидации
последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических
средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор,
утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую
реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного
водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий)
после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации,
наличие предписаний надзорных органов об устранении
недостатков его технического состояния, нарушений норм и
правил промышленной безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организации и профессиональных
аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт
(планов), расчетов, графиков, других справочных
материалов хранится в соответствующих комиссиях по
чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет. (в ред.
Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 N 240)
8.В целях отработки планов на федеральном и региональном
уровнях проводятся комплексные учения или
командно-штабные тренировки не реже одного раза в 2
года.
Порядок и периодичность проверки готовности сил и
средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов локального, местного и территориального
значения, определяются комиссиями по чрезвычайным
ситуациям соответствующих субъектов Российской
Федерации.
|