(в ред.
Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1188)
В целях обеспечения эффективности мероприятий по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Утвердить прилагаемые:
Правила организации мероприятий по предупреждению и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации;
изменения и дополнения, которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г.
N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.
3582).
2.Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации создавать реестры загрязненных
нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов с
целью определения размеров ущерба и потенциальной
опасности этих загрязнений для населения и окружающей
природной среды.
3.Настоящее постановление не применяется в случае
разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских
водах и в территориальном море. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 14.11.2014 N 1188)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2002 г. N 240
ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.Настоящие Правила, разработанные в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе с международными договорами Российской
Федерации, устанавливают требования к организации
мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия),
направленных на снижение их негативного воздействия на
жизнедеятельность населения и окружающую природную
среду. Организация мероприятий производится федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями, осуществляющими разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее
именуются - организации).
2.В организациях, имеющих опасные производственные
объекты, для осуществления мероприятий должен быть план
по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и
согласованный в установленном порядке в соответствии с
предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию
планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
3.Перечень организаций (согласно их отраслевой
принадлежности) утверждается федеральным органом
исполнительной власти по согласованию с Министерством
Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий по согласованию с Министерством
природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным
горным и промышленным надзором России.
4.Организации обязаны:
создавать собственные формирования (подразделения) для
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить
аттестацию указанных формирований в соответствии с
законодательством Российской Федерации, оснащать их
специальными техническими средствами или заключать
договоры с профессиональными аварийно-спасательными
формированиями (службами), выполняющими работы по
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими
соответствующие лицензии и (или) аттестованными в
установленном порядке;
немедленно оповещать в установленном порядке
соответствующие органы государственной власти и органы
местного самоуправления о фактах разливов нефти и
нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации
и ликвидации;
иметь резервы финансовых средств и
материально-технических ресурсов для локализации и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
обучать работников способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и
нефтепродуктов;
содержать в исправном состоянии технологическое
оборудование, заблаговременно проводить
инженерно-технические мероприятия, направленные на
предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов
и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
принимать меры по охране жизни и здоровья работников в
случае разлива нефти и нефтепродуктов;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности
опасных производственных объектов;
организовывать и осуществлять производственный контроль
за соблюдением требований промышленной безопасности на
опасном производственном объекте;
проводить корректировку планов при изменении исходных
данных;
допускать к работе на опасном производственном объекте
лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным
требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к
указанной работе;
иметь в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного
производственного объекта;
создавать и поддерживать в готовности системы
обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также
системы связи и оповещения.
5.С целью определения необходимого состава сил и
специальных технических средств на проведение
мероприятий организациями осуществляется прогнозирование
последствий разливов нефти и нефтепродуктов и
обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование осуществляется относительно последствий
максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на
основании оценки риска с учетом неблагоприятных
гидрометеорологических условий, времени года, суток,
рельефа местности, экологических особенностей и
характера использования территорий (акваторий).
Целью прогнозирования является определение:
возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов,
степени их негативного влияния на население и объекты
его жизнеобеспечения, на объекты производственной и
социальной сферы, а также на объекты окружающей
природной среды;
границ районов повышенной опасности возможных разливов
нефти и нефтепродуктов;
последовательности, сроков и наиболее эффективных
способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов.
6.Планирование действий по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов и доведению остаточного содержания
углеводородов в окружающей природной среде до
допустимого уровня, отвечающего соответствующим
природно-климатическим и иным особенностям территорий,
целевому назначению и виду использования земель, водных
объектов, участков лесного фонда, иных природных
объектов, осуществляется на основе результатов
прогнозирования последствий максимально возможного
разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе
имеющихся на объекте сил и специальных технических
средств, а также данных о профессиональных
аварийно-спасательных формированиях (службах),
привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов является определение необходимого
состава сил и специальных технических средств для
локализации разливов в сроки, указанные в пункте 7
настоящих Правил, а также для организации последующих
работ по их ликвидации.
7.При поступлении сообщения о разливе нефти и
нефтепродуктов время локализации разлива не должно
превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов -
при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти
и нефтепродуктов или с момента поступления информации о
разливе.
Руководство работами по локализации и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется
комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море также
отраслевыми специализированными органами управления. Эти
работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море
- при допустимых навигационных и гидрометеорологических
условиях). Смена состава формирований (подразделений),
создаваемых организациями, проводится непосредственно на
рабочих местах.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов,
сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития
создаются оперативные группы специалистов
соответствующего профиля.
При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих
региональное и федеральное значение, Министр Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
вправе принять решение о созыве Межведомственной
комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
8.Мероприятия считаются завершенными после обязательного
выполнения следующих этапов:
прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально
достижимого уровня, обусловленного техническими
характеристиками используемых специальных технических
средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для
последующей их утилизации, исключающее вторичное
загрязнение производственных объектов и объектов
окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов
нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных
территорий и водных объектов осуществляются в
соответствии с проектами (программами) рекультивации
земель и восстановления водных объектов, имеющими
положительное заключение государственной экологической
экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при
достижении допустимого уровня остаточного содержания
нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации)
в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов,
при котором:
исключается возможность поступления нефти и
нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в
сопредельные среды и на сопредельные территории;
допускается использование земельных участков по их
основному целевому назначению (с возможными
ограничениями) или вводится режим консервации,
обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических
нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов
(или продуктов их трансформации) или иных установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации
нормативов в процессе самовосстановления почвы (без
проведения дополнительных специальных ресурсоемких
мероприятий);
обеспечивается возможность целевого использования водных
объектов без введения ограничений.
9.При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами
объектов окружающей природной среды, произошедшего в
результате хозяйственной деятельности прошлых лет,
специально уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области охраны окружающей среды
проводит расследование причин загрязнения.
Организации, на территории которых находятся источники
такого загрязнения, должны организовать контроль и
наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной
среды и его возможным влиянием на объекты
жизнеобеспечения населения, а также осуществить
необходимые мероприятия.
Работы по ликвидации загрязнения нефтью и
нефтепродуктами объектов окружающей природной среды,
произошедшего в результате хозяйственной деятельности
прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами
(программами) рекультивации земель, восстановления
объектов окружающей природной среды, имеющими
положительное заключение государственной экологической и
санитарно-эпидемиологической экспертизы в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
10.Сбор и обмен информацией о разливах нефти и
нефтепродуктов, а также своевременное оповещение
населения о связанных с ними чрезвычайных ситуациях
осуществляются в соответствии с Порядком сбора и обмена
в Российской Федерации информацией в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 24
марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545).
11.Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации
территорий (акваторий) и других загрязненных объектов
подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям с
участием при необходимости территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, Министерства транспорта Российской
Федерации, Министерства здравоохранения Российской
Федерации, Министерства природных ресурсов Российской
Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации, Федерального горного и промышленного надзора
России, Государственного комитета Российской Федерации
по рыболовству, Министерства энергетики Российской
Федерации и Федеральной службы России по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Отчет
и предложения представляются в указанные федеральные
органы исполнительной власти, а также в орган
исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской
Федерации, на территории которого (которых) произошел
разлив нефти и нефтепродуктов.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2002 г. N 240
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 АВГУСТА 2000 Г. N 613 "О
НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ"
1.В пункте 3 слова: "в 3-месячный срок" исключить, а
слова: "осуществляющих добычу, переработку,
транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов"
заменить словами: "осуществляющих разведку
месторождений, добычу нефти, а также переработку,
транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов".
2.В Основных требованиях к разработке планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и
нефтепродуктов, утвержденных указанным постановлением:
а)пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов -
100 процентов объема максимальной емкости одного объекта
хранения";
б)пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3.Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как
чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и
нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных
водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих
категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива
нефти и нефтепродуктов (определяется специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и
нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн
нефти и нефтепродуктов в пределах административной
границы муниципального образования либо разлив до 100
тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн
нефти и нефтепродуктов в пределах административной
границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100
до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн
нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн
нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы
административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне
зависимости от объема, выходящий за пределы
государственной границы Российской Федерации, а также
разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий
сопредельных государств (трансграничного значения).
В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов
на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих
категорий:
локального значения - разлив от нижнего уровня разлива
нефти и нефтепродуктов (определяется специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и
нефтепродуктов;
регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн
нефти и нефтепродуктов;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и
нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и
гидрометеорологических условий категория чрезвычайной
ситуации может быть повышена";
в)в пункте 6:
в абзаце третьем слова: "осуществляющими добычу,
транспортировку, переработку и хранение нефти и
нефтепродуктов" заменить словами: "осуществляющими
разведку месторождений, добычу нефти, а также
переработку, транспортировку, хранение нефти и
нефтепродуктов";
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"Требования к разработке и согласованию планов по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Российской Федерации,
определяемые Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, согласовываются с
федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими регулирование деятельности в
соответствующей сфере";
г)пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7.Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
причина и обстоятельства разливов нефти и
нефтепродуктов;
описание и оценка действий органов управления при
устранении источника утечки, локализации и ликвидации
последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
оценка эффективности сил и специальных технических
средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов
нефти и нефтепродуктов;
затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор,
утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую
реабилитацию территории;
расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного
водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий)
после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов;
состояние технологического оборудования организации,
наличие предписаний надзорных органов об устранении
недостатков его технического состояния, нарушений норм и
правил промышленной безопасности;
предложения по дополнительному оснащению формирований
(подразделений) организации и профессиональных
аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт
(планов), расчетов, графиков, других справочных
материалов хранится в соответствующих комиссиях по
чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет".
|